ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ
Это только кажется, что детская площадка — место веселое и безмятежное. Для того, чтобы оно было таким, детям и родителям (родителям, в первую очередь) стоит придерживаться целого свода неписанных правил. Иначе прогулка рискует закончиться трагедией или скандалом.
Как себя вести мамам и папам, чтобы прогулка на игровой площадке была максимально полезной и приятной для всех? Давайте немного поговорим о негласных правилах поведения, царящих на этой территории.
Детская площадка – одно из первых мест, где ребенок знакомится с миром вне дома и семьи. Тут малыш учится общаться с другими детьми: знакомиться, играть, делиться, уступать, отстаивать свои интересы. И просто хорошо проводить время.
ПЕРЕД ПРОГУЛКОЙ
- Собираясь на детскую площадку, позаботьтесь об удобной одежде для себя и ребенка. Помните, вы идете не в театр, а копаться в песочнице и кататься на не всегда чистых горках. Пусть одежда будет комфортной, чтобы ее было не страшно испачкать или случайно порвать.
- Не стоит портить прогулку постоянным одергиванием ребенка возгласами «Не порви!», «Не прыгай, не лезь в лужу! Запачкаешься!»
- Одевайтесь просто и обязательно по погоде. Позаботьтесь о необходимом на прогулке. Возьмите с собой бутылочку воды, особенно, если на улице жарко, легкий перекус, если вам это необходимо, влажные салфетки. Иногда не лишними будут сменная одежда и подгузники.
- Не забудьте про игрушки. На детской площадке почти всегда уместны наборы для песочницы, машинки, каталки и колясочки для кукол.
- Выбирайте игрушки, исходя из предпочтений своего ребенка. Но особо любимые и дорогие игрушки лучше всё-таки оставить дома.
- Помните, на детской площадке велика вероятность потери или поломки игрушек. И почти всегда кто-то из детей попросит поиграть вашей любимой игрушкой. Так пусть это не станет проблемой и поводом для конфликта.
БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ
- Итак, вы на площадке. Не лишним будет, если в начале прогулки вы проведете визуальный осмотр игровой зоны на наличие предполагаемо опасных предметов. Чаще всего это касается песочницы. Тем более, если вы одни из первых посетителей площадки в этот день. Окурки, осколки, шприцы и следы жизнедеятельности животных, к сожалению, сегодня – вполне привычная реальность. Также визуально проверьте игровые конструкции на надежность и отсутствие поломок.
- Стоит помнить, что отдельные элементы игровых комплексов – это не только пособники детской радости, но и потенциальные источники опасности.
- Рассказывайте ребенку о правилах безопасности: о поведении на высоких лестницах, горках, канатных дорожках и вблизи раскачивающихся качелей. Объясняйте, но не забывайте, что ребенок может и не усвоить эти правила даже после пятого-десятого раза напоминаний.
- А даже если и усвоит, то, когда заиграется, может и забыть. Поэтому всегда следите за ребенком, его безопасность пока на полной вашей ответственности.
- Некоторые площадки оборудованы зонально по возрастному принципу. Если вы попали на такую площадку, воспользуйтесь ее преимуществами и постарайтесь, чтобы ваш малыш находился в зоне по возрасту. Там ему должно быть и комфортнее среди сверстников, и безопаснее.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ДЕТСКИХ ПЛОЩАДКАХ
1. Не оставляйте ребенка без внимания
- Помните, что детская площадка — это место игр для детей, а не место отдыха для взрослых. Поговорить по телефону, почитать или поесть могут себе позволить мамы старших дошкольников, да и то только в том случае, если чадо находится в пределах видимости и «голосового доступа».
- Никогда не оставляйте малыша без присмотра! Старайтесь, чтобы он всегда был в поле зрения.
- Никогда не оставляйте ребенка на малознакомых людей. И даже на хорошо знакомых, если у них под присмотром уже находится больше одного ребенка. Учитывайте, что уследить сразу за несколькими детками, если они разновозрастные и динамичные, бывает очень сложно, даже в рамках одной площадки.
- Даже если ваш ребенок — ярко выраженный флегматик, все время держите его в поле зрения. На спокойно сидящего малыша могут налететь играющие в догонялки дошкольники, он может порезаться, уколоться, съесть что-то «вкусное» из песочницы или познакомиться с бродячей собакой.
- Если в песочнице находится несколько детей, сидите рядом и контролируйте происходящее. Ребенок, который только что спокойно играл рядом с вашим, через секунду может его «обидеть» — отнять игрушку, ударить, укусить, бросить песком в глаза. Решить конфликтную ситуацию всегда сложнее, чем пресечь ее в самом начале.
- За маленьким исследователем, который хаотично передвигается от качелей к горке, от горки к лестницам, от них к карусели, футбольному полю или дороге, ходите следом. Так вы сможете в нужный момент спасти его от падения с высоты (да и просто от падения на ровном месте), удара летящим мячом или качелями, бешеных шестилеток и невнимательных водителей. Аргументы «пусть учится самостоятельности», «он никуда не полезет» и «я маленькая вообще одна гуляла» не принимаются, поскольку с последствиями такой самостоятельности они несоизмеримы.
- Даже если малыш сто раз забирался на эту горку, стойте рядом и страхуйте. Он может зазеваться и упасть именно на сто первый раз. Нередко беда случается в момент фото и видеосъемки, пока мама настраивает объектив или ищет удачный кадр из серии «мой малыш умеет залезать на самый верх».
2. Рассказывайте об опасности
Каждый раз объясняйте ребенку, в чем может состоять опасность, и показывайте опасные места. Пугая последствиями, будьте конкретны, используйте такие понятия, которые ребенок в состоянии осознать. Абсолютное большинство детей не знают, что такое смерть, не понимают, как «задавит машина» и как «ломают шею», поэтому эти слова кроме маминого страшного тона для них не несут никакой угрозы. Предупреждения вроде «упав с горки, ты ударишься намного сильнее, чем когда свалился с лавочки у бабушки» или «если машина наедет на тебя, то ты попадешь в больницу и тебе будут делать много уколов» гораздо доходчивее.
3. Устанавливайте правила для ребенка
Рассказывайте, как нужно себя вести, чтобы избежать опасности: быть аккуратным, держаться, обходить стороной качающиеся качели и вращающиеся карусели, не совать руки (и нос), куда не надо, смотреть под ноги и по сторонам.