Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 6 города Калуги «ПРИНЯТ» педагогическим советом МБДОУ № 6 Протокол № 1 от 30 августа 2024 г. «УТВЕРЖДЕН» Приказ № 138/01-16 от 30.08.2024 г. «СОГЛАСОВАН» Советом родителей МБДОУ № 6 г. Калуги (протокол № 1 от 30.08.2024 г.) УЧЕБНЫЙ ПЛАН по реализации образовательной программы дошкольного образования в МБДОУ № 6 г. Калуги на 2024-2025 учебный год г. Калуга, 2024 Пояснительная записка Учебный план представляет собой сетки непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах в течение дня с распределением времени на основе действующего СанПин. Учитывается, что Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Продолжительность занятий для детей от 1 до 2-х лет – 5-7 мин, от 2 до 3-х лет – 10 минут, дети от 3 до 4-х лет – не более 15 минут, для детей от 4-5 лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, а для детей 6-7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на занятие, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Целями деятельности МБДОУ № 6 г. Калуги по реализации обязательной части основной образовательной программы дошкольного образования (определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, программы развития ДОУ) являются: обеспечение разностороннего гармоничного развития детей в возрасте от 2-х до прекращения образовательных отношений с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям: (социальнокоммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие), которые включают в себя регламентированные виды деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, элементарный бытовой труд, изобразительная, музыкальная, двигательная). создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольником дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности; всестороннее развитие психических и физических качеств, подготовка к жизни в современном обществе и обеспечение готовности к школе; выстраивание взаимодействия с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей. Для достижения данных целей по реализации обязательной части основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 6 г. Калуги ставит следующие задачи: сохранение и укрепление здоровья воспитанников: забота о здоровье, эмоциональном благополучии каждого ребенка; формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира; формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка; развитие позитивного эмоционально-целостного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека; развитие потребности в реализации собственных творческих способностей; создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их добрыми, общительными, любознательными, инициативными, самостоятельными и творческими личностями; максимальное использование детских видов деятельности и их интеграция; преемственность в работе ДОУ и начальной школы, исключающая умственные и физические перегрузки в содержание образования детей дошкольного возраста, обеспечивающая отсутствие давления предметного обучения; Учебный план направлен на реализацию данных задач. Учебный план устанавливает виды организованной образовательной деятельности, количество их в неделю, длительность и интеграцию образовательных областей. Примерная сетка занятий на неделю № п/п Вид деятельности Группа раннего возраста 1. Физическая культура 2.1 Развитие речи 2.2 Количество образовательных ситуаций и занятий в неделю Младшая Средняя группа группа 1. Двигательная деятельность 3 занятия физической культурой, одно из которых двигательный час на прогулке 1 образовательная ситуация, а также во всех образовательных ситуациях Подготовка к обучению -грамоте 3 занятия 3 занятия физической физической культурой, одно культурой, одно из которых из которых двигательный двигательный час час на на прогулке прогулке 2. Речевая деятельность 1 образовательна я ситуация, а также во всех образовательн ых ситуациях -- 1 образовательная ситуация, а также во всех образовательных ситуациях -- 3. Познавательно-исследовательская деятельность Старшая группа Подготовитель ная группа 3 занятия физической культурой, одно из которых ритмика 3 занятия физической культурой, одно из которых ритмика 1,5 образовательн ые ситуации, а также во всех образовательн ых ситуациях 1 образователь ная ситуация в 2 недели 1 образовательна я ситуация, а также во всех образовательн ых ситуациях 1 образовательная ситуация Исследование объектов 1 живой и образовательная неживой природы, ситуация экспериментирование. Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения, чтение художественной литературы 3.2 Математическое и 1 сенсорное образовательная развитие ситуация 4. Изобразительная деятельность 3.1 4.1 5. 6. Рисование/аппликация Лепка/конструирование (через неделю) Музыкальная деятельность Восприятие художественной литературы 2 образовательные ситуации 2 образовательные ситуации 1 образовательная ситуация 11 образовательных ситуаций и занятий 1 образовательная ситуация 1 образовательная 2 2 ситуация образовательн образовательн ые ситуации ые ситуации 1 образовательная 1 образовательная 1 2 ситуация ситуация образовательна образовательные я ситуация ситуации 2 образовательные 3 3 ситуации образовательны образовательные е ситуации ситуации 2 2 2 образовательные образовательны образовательные ситуации е ситуации ситуации 1 образовательная 1 1 ситуация образовательна образовательная я ситуация ситуация 11 11 образовательных 14 15 образовательных ситуаций и занятий образовательны образовательных ситуаций и х ситуаций и ситуаций и занятий занятий занятий 2 образовательные ситуации 2 образовательные ситуации 1 образовательная ситуация В младших и средних группах учебный план включает по 11 образовательных ситуаций и занятий. В старших группах учебный план включает 13 образовательных ситуаций и занятий, а в подготовительных к школе группах - 15. Образовательная Виды деятельности область Группа раннего Младшая Средняя группа Старшая группа Подготовительная возраста группа группа 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Количество часов в нед. в год в нед. в год в нед. в год в нед. в год в нед. в год Обязательная часть программы/*часть, формируемая участниками образовательных отношений Физическое двигательная 2 72 3 108 3 108 3 108 3 108 развитие Речевое развитие коммуникативная 1 36 1 36 1 36 1,5 54 1 36 (развитие речи) коммуникативная (подготовка к 0,5 18 1 36 обучению грамоте) чтение 1 36 1 36 1 36 1 36 1 36 художественной литературы Познавательное Познавательноразвитие исследовательская деятельность (исследование объектов живой и 1 36 1 36 1 36 2 72 2 72 неживой природы; познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения, *краеведение – один раз в месяц) Художественноэстетическое развитие Познавательноисследовательская деятельность (Математическое и сенсорное развитие) Изобразительная (рисование) Изобразительная (лепка) Конструирование Музыкальная Всего Продолжительность НОД 1 36 1 36 1 36 1 36 2 72 1 36 1 36 1 36 2 72 2 72 0,5 18 0,5 18 0,5 18 0,5 18 0,5 18 0,5 2 14 25мин 18 72 504 0,5 2 15 30мин 18 72 540 0,5 18 2 72 10 360 10 мин 0,5 18 2 72 11 396 15мин 0,5 18 2 72 11 396 20мин Образовательные ситуации по всем видам деятельности проводятся фронтально. Во всех возрастных группах через неделю чередуются рисование/аппликация и лепка/конструирование. В младших и средних группах 2 занятия физической культурой проводятся в физкультурном зале, одно занятие на свежем воздухе проводится как двигательный час в конце прогулки. В старших и подготовительных к школе группах 2 занятия проводятся в физкультурном зале, одно занятие в музыкальном зале как ритмика. В день недели, когда нет музыкальных и физкультурных занятий, в конце прогулки проводится двигательный час. Физкультурные и музыкальные занятия ведут соответственно инструктор по физической культуре и музыкальные руководители. Занятия по рисованию и аппликации проводятся воспитателем по изобразительной деятельности.В группах компенсирующей направленности занятия по развитию речи и обучению грамоте проводятся учителем-логопедом. Индивидуальные коррекционные занятия учителя-логопеда проводятся в часы, свободные от групповых занятий в режиме дня, как в первую, так и во вторую половину дня. Примерная сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах Формы деятельности в Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю образовательной режимных моментах Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Общение *Ситуации общения воспитателя с детьми и ежедневно накопления положительного социальноэмоционального опыта Беседы и разговоры с детьми по их ежедневно интересам Игровая деятельность, включая сюжетно – ролевые игры, игры с правилами и другие виды игр Индивидуальные игры с детьми (сюжетно- ежедневно 3 раза в неделю ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) Совместная игра воспитателя и детей 2 в (сюжетно- ролевая, режиссерская, играраз драматизация, строительноа неделю конструктивные игры) Детская студия (театрализованные 1 раз в 2 недели игры) Досуг здоровья и подвижных игр 1 раз в месяц Познавательная и исследовательская деятельность Опыты, эксперименты, наблюдения (в том 1 раз в 2 недели числе экологической направленности) Наблюдения за природой (на прогулке) ежедневно 3 раза в неделю 2 раза в неделю Формы творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей Музыкально – театральная гостиная 1 раз в 2 1 раз в неделю недели Творческая мастерская (рисование, лепка, 1 раз в неделю художественный труд по интересам) Чтение литературных произведений ежедневно Самообслуживание и элементарный бытовой труд Подготовительная к школе группа Самообслуживание ежедневно Трудовые поручения (индивидуально и ежедневно по подгруппам) Трудовые поручения (общий и совместный труд) 1 раз неделю в 1 раз в 2 недели На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет в режиме дня отводится не менее 3-4 часов. Примерная сетка самостоятельной деятельности детей в режимных моментах Режимные моменты Распределение времени в течение дня младшая группа средняя группа старшая группа подготовительная к школе группа Игры, общение, деятельность по интересам во От 10 до 50 минут время утреннего приема Самостоятельные игры в 1-й половине дня 20 минут 15 минут Подготовка к прогулке, самостоятельная От 60 до 90 минут От 60 до 100 минут деятельность на прогулке Самостоятельные игры, досуги, общение 40 минут 30 минут и деятельность по интересам во 2-й половине дня Подготовка к прогулке, самостоятельная 40 минут 30 минут деятельность на прогулке Игры перед уходом домой От 15 до 50 минут