30.05.2020
ПРО ИМПУЛЬСИВНЫХ ДЕТЕЙ, которые вырастают в «трудных» взрослых. Это
будет пост про них: «куда хочу — туда лечу», «чего хочу — не знаю, чего знаю,
не хочу», «увидел — схватил — бросил — побежал за чем-то ещё».
⠀
До четырёх лет это про всех детей — мозг так
работает. И это здорово! Эта некоторая «бесшабашность» работает по ускоренной
программе знакомства с миром: увидеть и попробовать как можно больше, чтобы
получить опыт и построить недостающие нейронные связи. Но к 4 годам ребёнок
постепенно перестаёт жить по велению импульса.
⠀
Импульсивность — это про неспособность мозга
сдерживать реакцию «хочу сейчас». Портрет импульсивного ребёнка очень
напрашивается под одно слово — неудобный. Он болтлив, отвечает, не дослушав
собеседника, совершенно не умеет ждать, игры «по очереди» — не его игры. Он
вечно торопится и суетится, вмешивается в посторонние разговоры. Он везде!
⠀
Иногда знак импульсивного человека — повышенная
конфликтность. Такой, знаете, шёл, никакого не трогал, споткнулся, подрался.
При этом он не лезет в ссору первым, но так близко принимает любую провокацию,
что не может пройти мимо.
⠀
И этот как раз тот случай, когда физиология
подтягивает за собой черту характера. И нет нужды искать, «в кого он такой» — надо
искать причину. Как правило, импульсивность — это следствие неоптимальной
работы лобных долей. Причина не совсем корректной работы и плохого созревания
лобных долей может быть в осложнениях беременности, в нарушениях мозгового
кровообращения.
⠀
С возрастом постепенно импульсивность становится
менее очевидной в поведении. Но за время этого «постепенно» родители успевают
таких дров наломать, что физиология уже уходит в психологию. «Ну потому что
невозможно же с таким ребёнком!». Поэтому-то физиологи и говорят — очень много зависит от семьи и среды. У одних родителей импульсивный ребёнок
справится и перерастёт эту черту. А в другой семье и сам гореть будет, и
родителей зажжет.
Вот он привык в драку лезть, с синяками домой вечером приходил. А ему
ещё в семье: «Держи удар! Давай сдачи!». И вырастает взрослый, который не
чувствует границ дозволенного, не отдаёт себе отчета в своих действиях, не
видит своей вины, не умеет делать выводы. Рефлексировать такому человеку
некогда — у него импульс. Как правило, это махровые эгоисты. И... плохие
водители, потому что недозрелый лоб не даёт анализировать ситуацию и
просчитывать на 3-4 шага вперёд.
Что можно сделать
родителям, чтобы помочь себе и ребёнку?
Ø Пройти ЭЭГ (чтобы понять, что там с лобным отделом) и
УЗДГ (оценить сосуды и разобраться с кровообращением).
Ø Если ребёнок сам не может оценить свои поступки,
возьмите эту роль на себя. Проговаривайте ему, что, зачем и почему. Но не
отчитывайте, а именно объясняйте, что произошло,
Ø Для импульсивных деток очень важны нарисованные
распорядки дня, схемы, карты, чек-листы — всё, где можно ребёнку уходить в
поток. Раз в 1-2 часа останавливайтесь, обнимайте, делайте дыхательную
гимнастику, просто гладьте.
Ø На уровне игры научить ребёнка: «три раза ХОЧУ, на
четвёртый — ДЕЛАЮ». Например, приходим на игровую площадку. Первый порыв —
пнуть мяч — пропускаю, толкнуть мальчика — пропускаю, схватить куклу — стоим,
скатиться с горки — делаю.
Ø Если спорт, то командный и с мудрым тренером, который
почувствует ребёнка и поставит его на подходящую позицию (где нужна хорошая
реакция).
Ø Если тяги к спорту нет, то увлечение. Например,
конструирование, модное сейчас программирование.
Устанавливайте границы с
умом. Не просто «ТАК НЕЛЬЗЯ!». Озвучивайте правила семьи, которые сами
соблюдаете. А лучше нарисуйте или распечатайте подходящие картинки.
Рассказывайте, как МОЖНО: вечером мы говорим тихо.
Запрещать и ограничивать
тоже надо уметь. Допустим, ребёнок скачет вокруг вас, пока вы заняты, с
какой-то пустяковой просьбой, «Поиграй со мной!».
Ø Говорим, что услышали и поняли — ты хочешь, чтобы я
пошла играть с тобой. Есть контакт!
Ø Обозначьте свою границу: сейчас я не могу потому
что...
Ø Предложите решение: Ты пока можешь заняться этим… Мы
поиграем вместе, когда...
Скорее всего, чуда не
будет сразу, а будет «Ну мааааам!!». Но если вы будете строго придерживаться
тактики, всё заработает.
Главное, будьте сами
спокойны, не торопите ребёнка — вам нужно его заземлить, а не зажечь.
Есть игры, которые
обязательны для таких детей. У нейропсихологов они так и называются: игры на
сдерживание импульсивных реакций. Удивитесь, насколько они просты. Например, из
нашего детства: «Море волнуется раз» — нужно замереть и не двигаться,
«Молчанка», «Кто кого переглядит»... Ещё из простого — стульчики: бегаем вокруг
стула, пока музыка играет, стихла — сели на стульчик. Кто успел, тот молодец.
Детям можно и нужно
помогать!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.05.2020
Дата обновления: 02.06.2020
Дата публикации: 30.05.2020
Комментарии0
Новый комментарий